«Бессознательный образ тела» в понимании Ф. Дольто - это живая, динамическая память субъекта о себе, запечатлённая в языке отношений с Другим (матерью, замещающим объектом). Данное понятие не синоним «анатомии» или «представления о теле», но субъективная история либидо (в широком смысле самоотношения), воплощённая в теле. Это «воплощённая история желания, записанная в бессознательном через слова, взгляды, прикосновения значимых людей».
Тело становится местом и средством коммуникации. Этот образ является носителем символических значений. Например, рот - это не только орган для еды, но и место для крика, речи, поцелуя, то есть для выражения желания и вступления в контакт. Кожа - не просто оболочка, а граница между «Я» и «не Я», место контакта и защиты. По Дольто, именно на бессознательном образе тела строится чувство собственного «Я» и идентичность человека. Это то, что позволяет нам чувствовать себя существующими, целостными и отдельными от других.
Нарушения в формировании бессознательного образа тела (из-за недостатка контакта, травм, негативного отношения со стороны родителей) могут проявляться в виде различных психологических и психосоматических проблем: от трудностей в общении и обучении до расстройств пищевого поведения и других телесных симптомов. Так, девочка, которой мать постоянно говорила: «у тебя толстые ноги, как у отца» - её образ тела будет нести эту символическую метку. Даже став стройной, она может бессознательно переживать свои ноги как «толстые, постыдные».
В отличии от «схемы тела» «бессознательный образ тела» субъективен и является носителем памяти желания и травмы. Так, ребёнок научающийся ходить интегрирует координацию через схему тела. «Схема тела» связана с сознательным биологическим пространством, «Образ тела» - бессознательный взгляд на себя через связь либидо и нелинейности времени (истории) объектных отношений человека. Схема тела может быть здоровой, но образ тела - травмирован (к примеру, через симптомы фантомной боли, вегетативнофункциональной психосоматики).
«Бессознательный образ тела» формируется через интегрирующие его «слои» памяти, которые Ф. Дольто характеризует как:
• «Базовый образ тела», в свою очередь, отвечает за архаичнопервичное ощущение существования. Клинической иллюстрацией нарушения, связанного с «базовым образом тела», может быть тезис-маркер деперсонализации пациента: «я как пустая оболочка, внутри ничего нет».
• «Функциональный образ тела» связан с действием, овладением миром (либидинизацией моторики). Так, пациент с социофобией может сказать: «Когда я выхожу из дома, ноги леденеют». Его функциональный образ может быть «заморожен» запретом матери («не ходи туда»).
• «Эрогенный образ тела» связан с зонами удовольствия (рот, анус, гениталии), формируется через запреты и разрешения и характеризуется тезисом «я желаю». Здесь нарушение может быть связано, к примеру с вагинизмом пациентки, мама которой говорила: «Там грязно, не трогай», вследствие чего её гениталии отчуждаются из образа тела как источник удовольствия.
«Образ тела — это воплощение субъекта желания» (Ф. Дольто).
«Динамический образ тела», в свою очередь опирается на 3 предыдущих понятия («слоя») и позволяет входить в межличностные отношения через обмен с Другим опираясь на тезис «Я с тобой». Это интегративный, актуальный слой, позволяющий субъекту здесь-и-сейчас вступать в отношения с Другим. Дальто пишет, что динамический образ является образом тела в момент встречи с желанием Другого.
Так, «Динамический образ» активируется в ключевых ситуациях: контакта младенца с матерью: обмен взглядами, улыбка, кормление (формируется первичная матрица отношений); ребёнка с отцом: выход из симбиоза, символическая кастрация (появляется закон); подростка со сверстниками: возникает сексуальность, конкуренция, дружба, формирующие социальный образ тела; пациент с аналитиком: формируется перенос, реактивирующий архаичные слои образа тела.
«Динамический образ» отвечает за гибкость и изменяемость психики. Так, пациентки с его нарушением (страдающая анорексией» может «застрять» в отказе взрослеть (изменять динамический образ тела).
«Бессознательный образ тела - синтез живого опыта субъекта, эмоционально пережитый в его отношениях с другими: воплощение символического интерсубъектного, структурированного языком” (Ф. Дольто).
Дольто подчеркивала важность того, что говорят ребенку о его теле и о событиях, связанных с ним. Слово помогает символизировать телесный опыт и интегрировать его в целостное представление о себе. Дольто показывает, что, в отличие от символоувечащих (травматических, блокирующих процесс символизации, можно сказать, мышления по В. Биону) кастраций, символопораждающие (ключевые символические события) способствуют формированию и развитию образа тела.
Образ тела в понимании Ф. Дольто - это: не представление (не нечто, находящееся в воображении), не фантазм (хотя может содержать фантазматические элементы) и не схема (не карта с расположением объектов). Это сама суть бытия субъекта, способ его присутствия в мире, воплощённая память обо всех моментах, когда желание встречалось с желанием Другого.
Революционный взгляд Дольто в психоанализе заключается в том, что до нее говорили о влечениях, фантазмах, симптомах, но не о том, как они записываются в теле. Дольто же показала:
• тело - не просто биологический объект, а символическая книга, содержащая текст, который можно читать;
• симптомы (энурез, анорексия) – язык психики, символизируемый образом телом;
• исцеление возможно через символизацию – интегрирующий перевод телесного в словесное.
• между телом реальным (схема тела) и телом переживаемым (образ тела) существует большая разница.
Таким образом, для Франсуазы Дольто тело — это не просто биологический организм, а язык, на котором бессознательное рассказывает историю желаний, дифицитов, конфликтов и, в целом, отношений человека с миром. Бессознательный образ тела — это живая память субъекта о его становлении как личности.



